Артём: Добрый вечер! Не могли бы Вы подсказать упражнения для развития расщепления? Очень прошу помочь. Не получается этот вокальный приём...
Наталья Здравствуйте, Артём. Самое первое, что Вам поможет, добавляйте впереди слова букву "Х", вместо той, что идёт в оригинале ( скорее всего Вас интересует кульминационный момент и верхняя тесситура). Вы уловите ощущения расщепления 100%, потом, пойте по очереди вариант с "Х" и тут же верный. Сохранится должны те же ощущения, диафрагма, гортань, связки ЗАПОМНЯТ их и, в дальнейшем, у вас уже не будет трудностей. Но, этим нужно заниматься, ПРИУЧАТЬ к этим ощущением. По этому же принципу пойте всю песню на трели, а потом, по фразам: трель - оригинал...тут же - трель и оригинал. По физиологическим параметрам не должна убежать позиция, она не успеет, Ваш аппарат ЗАПОМНИТ и будет впредь трудиться с той же настройкой мышц, гортани, связок и тела целиком. Успеха. Если речь идёт о нижнем и среднем регистре? Что мы расщепляем? Звук, а звук образовывают связки под воздействием дыхания и его толчка при помощи диафрагмы, значит и связки на какое - то мгновение расходятся ( мгновенный отдых).... большая нагрузка здесь перейдёт на ложные складки, которыми мы образуем примесь к основному звуку - рык, шёпот, скрипим, свистим и т.д. Хороший, опёртый на диафрагму выдох и управление ложными складками, процесс сугубо индивидуальный, пока Вы не получите свои ощущения, пока не найдёте верное для себя положение мягкого нёба ( которое, как правило прилепляется к твёрдому и уходит вглубь), положение языка и собственную, удобную для получения эффекта артикуляцию. У Вас может возникнуть першение в области мягкого нёба ( у корня языка) , захочется откашляться, попить водички.... это пройдёт со временем, ведь к таким ощущениям ваш голосовой аппарат не приучен. Если подобные ощущение опускаются по гортани ниже, то, лучше не продолжать, остановитесь, отдохните и с большими усилиями работы диафрагмы, начните снова. Все шумовые эффекты ( расщеплённый звук) возникают за счёт вибрации нёбной занавески, а вибрация может возникнуть при супер-опоре ( работы диафрагмы), другими словами- мышечная работа. В гортани напряжения быть не должно, ведь там связки, а их нужно поберечь, вот и пусть трудятся ложные связки. Верное руление своей резонаторной системой, даст Вам окраску и громкость, расщепление на придыхании даст мягкость и, если нужно глухость звучания ( субтон). Вспомните, как Вы играли в детстве машинками и, катая их по полу, рычали, начиная с "Дрын-дын-дын-дын-дын..." делали так и рык ( расщепление) приходился на "ЫН", а "Д" и "Р" были максимально активными согласными, СТАРТОВЫМИ к этому приёму. Если Вы будете играть, Артём, вернётесь в детство, то, поверьте, у Вас всё получится, аначитавшись методических рекомендаций, можно так и остаться у разбитого корыта. Вперёд, за расщеплением, с возвращением в детство!!!
Артём: спасибо! а на каких упражнениях или песнях тренировать расщепление? что нужно попеть?
Наталья Ахмедова-Вапаева: Артём, я же Вам написала про игру в машинки, это УПРАЖНЕНИЕ, а песни, если они роковые, или джазовые, подобные приёмы применяются по собственной интерпретации, или работая с педагогом. Слушайте исполнителей роковых, берите их песни и пробуйте повторить эти приёмы.
Артём: хорошо! а есть ли избранные вокалисты, которым можно подражать?
Наталья Ахмедова-Вапаева: Подражать можно, НО НЕ НУЖНО. Поучиться - ДА, а потом, петь по - своему.
Артём: это да..но всё равно с чистого листа всё не взять..
Наталья Ахмедова-Вапаева: У меня нет более времени отвечать на Ваш вопрос,Артём, в инете огромное кол-во информации от специалистов по стилю "Рок", обратитесь к ним.
Никита: Здравствуйте))Не в помеху Вашего времени, послушайте пожалуйста))это нормально? Что это?)))
Мне это делать не трудно)) Но я не понимаю что это)Расщепление? или драйв?
Наталья Никита, дорогой, это масло-масленое. Драйв это и есть расщеплении. Я послушала, очень ровно, в одной динамике, но отлично, ровно звучит голос. В моём понимании, это именно расщепление, ибо драйв всегда кульминационен и фрагментален ( согласно содержанию, образу, придание эмоциональной окраски голосу - сугубо моё мнение) . Если пение идёт полностью в таком режиме, то это расщеп. Если в голосе есть звук полностью смычный, а подобные вещи возникают эпизодически, то это рассматривается, как вокальные приёмы и их нужно оправдывать содержанием. Я не специализируюсь на подобных видах техники, но любая песня - это театр, тут уж, никто не поспорит со мной. Должно быть развитие, приводящее к кульминационной точке в песне. Удачи Вам!