4.Распевки!
• Головной регистр
- пр беззвучно(сначала затаимся, затем начнём выдыхать беззвучно на«пр», держим себя в тонусе, диафрагма активно работает)!
- тр беззвучно(сначала затаимся, затем начнём выдыхать беззвучно на«тр», держим себя в тонусе, диафрагма активно работает)!
- «пр» и«тр» делаем глубоко, петлями!
- «пр» и«тр» поём по гаммам(хроматические, мажорные, минорные, трезвучия и их обращения)!
• Фальцет- головной голос с выдохом (на придыхательной атаке, дыхание впереди)!
Поём фальцетом по гаммам слоги:
- га!- гэ!- ги!- го!- гу!
Буква«г» - украинская!- ха!- хэ!- хи!- хо!- ху!
• Head voice (головной голос, академическая манера) - головной голос без выдоха (дыхание сзади)!
Академическая позиция - поётся в головном регистре (в данном случае), гортань опущена, верхнее нёбо поднято, дыхание сзади.
Поём в академической манере по гаммам слоги:
- м(и, э, а, о, у)!
- н(и, э, а, о, у)!
- д(и, э, а, о, у)!
- т(и, э, а, о, у)!
•Грудной регистр
Низ- спокойствие, середина - эмоции, верх- зов!
• Упражнения на выработку красивого тембра!
- гмммм (букву«г» продышать, буква«г» - украинская, «м» - сначала держим, потом подсвязочная вибрация)!
• Эстрадная манера (позиция) (речевая позиция)
Эстрадная позиция - поётся в груди, позиция рта как при разговоре.
Распевка по гаммам на слоги: (петь легато, нон легато и стаккато):
- м (а, э, и, о, у)!
- н (а, э, и, о, у)!
- д (а, э, и, о, у)!
- т (а, э, и, о, у)!
- р (о)!
- ви (we)!
• Народная манера (позиция)!
Народная позиция - поётся в груди, голос направляем в верхнее нёбо, дыхание сзади (т.е. не дышим). Звук легко узнаваемый, немного плоский.
- говорим эгей («г» - украинская), буквы«э» и«е» - говорим громко, звук направляем в верхнее нёбо!
- гэ- э- э- э- эй(по гаммам)!
- го- о- о- о- ой(по гаммам)!
- ги- и- и- и- ий(по гаммам)!
• Субтон!
Субтон- поётся в груди, дыхание толкает звук(дыхание впереди).
Говорим низко и с воздухом га, га, га. Рот открываем вниз и в стороны. Это положение рта на субтоне.
Поём на слоги: (дыхание экономим)!
- га, гэ, ги, го, гу(«г» - украинская, дыхание толкает звук, воздух экономим)!
- ха, хэ, хи, хо, ху!
Поём букву«з» по гаммам, через сильное сопротивление губами и зубами(сшумом).
Петь бэндинг, шаутинг (джазовые приёмы).
Бэндинг- подтяжка ноты на полутон или тон.
Шаутинг- стон, плачь, шёпот. Придаёт эмоциональную окраску.
• Две и более позиций!
- поём слоги га- мэ- га- мэ- га(по квинтам или гаммам)
га- субтон(рот вниз и в стороны);
мэ- народность(звук направлен в верхнее нёбо)
- «для себя» - поём слова«для себя» (расстояние тон, т.е. нота, нота выше на тон, исходная нота)
для- субтон;
се- звук в точку, собранный звук(далёкий микрофон)
бя- эстрадная позиция
• Диапазон
От максимального низа до максимального верха в груди говорим по нотам слог «га» с воздухом. Поднимаемся и спускаемся по полутонам. На верхних нотах хорошо открываем рот.
•Соединение регистров
• Йодль - резкий переход между регистрами (грудь- голова, голова- грудь; элемент народного пения тирольцев). Требует особой подвижности гортани.!
Поём октавный йодль на гласные:
- и, э, у, ы, а, о!
Поём квинтовый йодль на гласные:
- и, э, у, ы, а, о!
Затем поём те же гласные йодлем на кварту, терцию и приму.
•Плавный переход!
«Лагуна» - поём мелодию. Тональность F-dur (фа мажор).
Ла- гу- на- «до- ля- до» секста(6)
Ла- гу- на- «до- сиb - до» септима(ум.7)
Ла- гу- на- «до- до- до» октава(8)
Ла- гуууууу- «до- фа» кварта(ч.4)
Ла- гуууууу- «до- фа» кварта(ч.4)
Ла- гуууууу- «до- фа» кварта(ч.4)
Ла- гуууууу- «до- до» прима(1)
уу- вибрация
Ла- грудь (субтон- звук с воздухом)
Гу- голова (академ.звук- без воздуха)
На- грудь (нос- прикрытое, подсвязочное состояние)
Чтобы не был слышен переход, необходимо после «ла» опустить гортань и продышать букву«г». В слоге«гу» буква«у» напоминает английское слово«you», слог«гу» не заглубляем.
- пр и тр поём портаменто(быстрое скольжение) и глиссандо(более затянутое скольжение) по всему диапазону. Переход между регистрами должен быть не заметен.
- «сирена» поём слоги «виу» на всём диапазоне:
ви- вверх; у- вниз!
•Мелизматика и стилистика (стилистические приёмы)
• Мелизм- музыкальное украшение(форшлаг, группетто, трель, мордент)*
Поём на слоги(мажорная гамма на квинту или полная гамма, в первом случае выделяя1, 5, 3, 1 ступени, во втором- 1, 5, 7, 5, 3, 1 ступени; корень языка поднят):
- г (а, э, и, о, у)!
- х (а, э, и, о, у)!
- д (а, э, и, о, у)!
- т (а, э, и, о, у)!
- н (а, э, и, о, у)!
- м (а, э, и, о, у)!
В современной музыке мелизмы строятся на подсвязочности и определённом выделении нот.
Стилистические приёмы- приёмы, использующиеся в определённых стилях музыки (драйв, рык, скриминг, гроулинг, пигвойс, бэлтинг, штробас).
Драйв: На протяжении2-5 минут(сначала занятий2 минуты, затем увеличиваем до5 минут) пытаемся легко откашляться, тем самым мы заставляем функционировать ложные связки. Активно пьём тёплую воду. Чистый голос с примесью драйва называется расщеплённый вокал.
Вокальный рык: Расширяем и опускаем гортань, нижнюю челюсть чуть- чуть выдвигаем вперёд. Пытаемся произвести короткий рык 3 раза. По ощущениям это происходит ниже голосовых связок. Делаем несколько подходов по3 раза каждый день. В дальнейшем пытаемся сымитировать звук мотоцикла, т.е. рык должен быть более протяжным (делаем данное упражнение петлёй- снизу в верх). Активно пьём тёплую воду.
Затем пытаемся добавить звук (тон, музыкальность) в рык (т.е. задействуем грудной резонатор).
3.Работа над песней.
4.После занятия вокалом.
После занятия вокалом необходимо разгрузить свой аппарат следующими упражнениями:
1.Говорим низко и с воздухом га, га, га. Рот открываем вниз и в стороны. Положение рта на субтон.
2.Равномерно выдыхаем(беззвучно, но ощутимо) на слоги: ХА-ХЭ-ХИ-ХО-ХУ!
3.Штробас - треск хрящей гортани. Расслабленное состояние, гортань свободна. Делаем штробас на вдохе и на выдохе.!
Используемые материалы:
Ирина Цуканова!
Наталья Ахмедова - Вапаева!
Екатерина Белоброва!
Вероника Воршип!
Seth Riggs!
Brett Manning!
Melissa Cross!